Круглый стол ««Мои достижения и проблемы».
(психологическая помощь молодым учителям)
Цель игры: Начало пути молодого учителя: проблемы и достижения..
Рассмотреть понятие «адаптация» с точки зрения психологии.
Провести диагностики среди молодых специалистов с целью выявление уровня комфортности в образовательных учреждениях.
В ходе обсуждения вопроса определять необходимость оказания помощи в дальнейшей работе
молодого специалиста, интереса к проблеме.
Участники игры: молодые специалисты образовательных учреждений
Ход игры
Вступительное слово ведущего о проблемах и достижениях молодого специалиста в работе.
1. Обсуждение вопроса, какие трудности характерны для молодого специалиста в работе ? В чём
причина этих затруднений?
2. Советы для молодых специалистов
Ведущий: Добрый день, коллеги! Сегодня мы приглашаем вас принять участие в круглом столе на тему «Мои достижения и проблемы»
Упражнение «Приветствие» Инструкция. Здравствуйте, я рада вас всех видеть. В
начале нашего занятия мы должны познакомиться. И поэтому пусть каждый по
цепочке скажет своё имя и комплимент на первую букву своего имени.
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей
жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по
жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково,
возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое
отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек
привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!
Каждый человек, делая первые шаги в своей
профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым,
непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной
цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой
профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж
педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь
огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и
учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть –
помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя,
пробудить интерес к тому предмету, который он преподает.
Замечу, что в настоящее время профессия учителя теряет свою актуальность. Ее считают малооплачиваемой, неинтересной. Поступление в педагогический ВУЗ – это последний этап в списке выбора для многих абитуриентов, сейчас учиться на педагогов поступают те, кому дорога в
другие учебные заведения закрыта. На мой взгляд, это совершенно неправильно,
учителем невозможно «стать», им нужно «быть», тогда и реализовать себя будет
гораздо проще. Государству следует обращать внимание на тех учеников, которые
со школьной скамьи проявляют интерес к профессии учителя. Важно не только
увидеть таких учеников и убедить их выбрать для поступления педагогический вуз,
но и заставить остаться работать в школе. Одним из вариантов решения этой
проблемы является обязательное распределение, которое в нашем государстве
распространяется только на студентов, обучающихся по гранту. Если абитуриент
изначально знает, что педвуз для него – это не только наиболее доступное высшее
образование, но и непременно работа в школе, то, возможно, увеличится процент
тех, кто пойдет учиться по призванию, кто, как говорится, «с детства мечтал
быть учителем». В начале своей профессиональной деятельности молодой
педагог сталкивается со многими трудностями, которые учителю со стажем кажутся
пустяками. Неумение грамотно рассчитать время урока, логично выстроить
последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала,
отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень проблем,
подстерегающих учителя-новичка. Этих и многих других проблем легко избежать,
если изучить нормативные документы, необходимые для работы, а также рассмотреть
существующие по предмету методические пособия и рекомендации. Неоценимую помощь
окажут и опытные коллеги, которые, также как и вы, начали свой путь «методом
проб и ошибок». Главным помощником станет опытный наставник, которого
закрепляют за каждым вновь прибывшим на работу молодым специалистом. Вопросы, с
которыми следует обращаться к наставнику, должны быть серьезными. Сначала надо
попытаться найти ответ самостоятельно, если собственными усилиями исчерпывающий
ответ не найден, нужно обратиться за советом к более опытным коллегам.
Существует еще одна проблема, которая может коснуться молодого учителя – конфликт с родителями учащихся. Молодой учитель для них не является авторитетной персоной, располагающей способностями к воспитанию и обучению их детей. Зачастую учителю бывает трудно сдержать напор
родителей, желающих отслеживать каждый миг, который их дети проводят в школе,
даже посещать уроки и организовывать дисциплину на них. Это совершенно неверно!
Организацией дисциплины и работой с классным коллективом должен заниматься только классный руководитель. Не следует обращаться к кому-либо за советом или просьбой приструнить детей. Если учитель ищет помощи на стороне, он автоматически перестает быть авторитетом в глазах
детей, в такой ситуации отношения коллектива и классного руководителя / учителя обречены на провал.
Следует искать поддержки не от родителей, а от самих детей, которые в настоящее время, несмотря на всю критику, обрушивающуюся на них, остаются добрыми и милосердными. Именно тепло детских сердец будет стимулом к работе, благодаря которому все проблемы и трудности отойдут на
второй план. Не все дети способны оказать такую поддержку. Сначала это будут учащиеся,
увидевшие в учителе притягательные для них качества, затем присоединятся их
друзья, товарищи и просто те, кто не способен остаться в стороне. Если классный
руководитель приложит максимум усилий и грамотно распределит обязанности детей,
то он сможет вовлечь в работу сразу всех членов классного коллектива.
- Тест «КАКОЙ ВЫ ПЕДАГОГ?»
Сейчас я раздам Вам тест, ответьте, пожалуйста, на бланке и посчитайте баллы.
Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает
приспособление к окружающей среде. Социально-профессиональная адаптация
педагога - это процесс освоения педагогом навыков ведения образовательного
процесса, норм и правил поведения - взаимодействия с коллегами, администрацией,
учениками и их родителями.
Традиционно различают три компонента социально-профессиональной адаптации педагога:
• психофизиологическая - приспособление молодого педагога (всех систем его организма) к непривычным условиям, поурочному режиму труда и отдыха;
• социально-психологическая - вхождение в трудовой коллектив через сближение целей и интересов молодого специалиста и группы (педагогического коллектива, учащихся), формирование нового психологического стереотипа поведения, коррекция личностных качеств в соответствии с
требованиями педагогической деятельности, принятие ценностей организационной
культуры, норм и правил поведения в образовательном учреждении;
• профессиональная - активное освоение педагогом действий (поведения) в соответствии с должностными обязанностями, требованиями образовательного процесса, спецификой контингента обучающихся; привыкание молодого специалиста к новым условиям, включающим административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты. Адаптация учителя – это
процесс успешного включения его в профессиональную деятельность.
Продолжительность адаптационного периода у каждого человека индивидуальна, в зависимости от первоначальных условий и способностей. Бывший студент входит и в новую социальную среду, пытается найти оптимальные формы взаимодействия с коллегами, учащимися и их родителями, с администрацией
образовательного учреждения. Необходимость сочетания профессионального и социального приспособления к новой среде является непростой задачей для молодого педагога. Успешная адаптация за короткий срок обеспечивает высокую эффективность его дальнейшего труда. Затрудненная, затянувшаяся адаптация оказывает не только негативное психоэмоциональное воздействие на человека
(появление чувства своей неполноценности, неуверенности, пессимизма, невротизации и психосоматических заболеваний), но также приводит к снижению качества преподавания и взаимодействия с участниками педагогического процесса и, в конечном итоге, к ухудшению профессиональных показателей деятельности учителя.
- Релаксация «Старый город»
Работа со своим внутренним миром, своими переживаниями, самая главная работа по восстановлению и раскрытию собственных ресурсов организма. Именно такую работу я предлагаю Вам сейчас с помощью приема психосинтеза. Ведущий раскрывает значение используемых символов, участники самостоятельно анализируют, что получилось у каждого Педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции.
а) организаторские способности –
способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;
б)коммуникативные способности –
способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;
в)дидактические способности –
способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить школьников самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и
защищать его;
г) наблюдательские способности – умение изучать и понимать внутренний мир каждого
ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его
духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника;
д) речевые способности –
умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально,
содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок;
е) гностические способности –
способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных
качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере учителя в своих учеников;
ж) способность управлять вниманием учащихся –
умение педагога заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает учителю «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло.
Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Однако, это
невозможно без наличия у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др. Ученики уважают тех учителей, которые одинаково справедливо относятся ко всем, не грубят, не оскорбляют их, но они не терпят безвольных, грубых, раздражительных педагогов.
Задания: прочитать педагогические ситуации
1 ситуация. Краешком глаза учитель заметил, что Лена передает однокласснице записку. Он вскочил с места и выхватил записку из рук девочки. Затем начал было читать ее вслух, но внезапно остановился; он
наткнулся на свое имя, к которому прилагались отнюдь не лестные эпитеты. Лицо
учителя побагровело – так он разъярился.
-Ты, маленькая негодница! – заорал он на Лену – Да как ты смела?!
Девочка расплакалась.
-На этот раз крокодиловы слезы тебе не помогут. Хочу увидеться с твоими родителями и
рассказать им, что за мерзкую девчонку они воспитали.
Вопрос: Какие ошибки совершил учитель?
Комментарий: Записку нужно было уничтожить, не читая. Оказанное учителем «лечение» было опаснее самого «заболевания». Реакция учителя причинила ребенку больше вреда, чем обмен записками на уроке. Учитель оскорбил ученицу на глазах у всего класса. Брань вообще не уместна в речи учителя, он показал, что сам плохо воспитан.
2 ситуация. Учитель задал задание классу. Оля не справилась в срок. Учительница сказала ей:
-Ты ленива, легкомысленна и безответственна.
После урока Оля сказала учительнице:
-Вы, очевидно, плохо меня знаете. Я не ленива и не легкомысленна. Я внимательно отношусь к
своей учебе. Я очень стараюсь делать все как можно лучше. Я прихожу на ваш урок только на сорок минут, потому, возможно, вы не знаете меня так, как другие мои
учителя.
На что учительница ответила:
-Ты дерзкая юная леди, вот ты кто. У тебя слишком длинный язык. Скажи своей маме, чтоб
пришла в школу поговорить со мной о своей слишком несдержанной дочери.
Вопрос: Объясните, какие ошибки допустил учитель?
Комментарий: Брань – табу для педагога. Иначе он только научит ребенка браниться. Брань вызывает чувство обиды. Ребенок часто смотрит на себя глазами учителя. То, что учитель говорит о ребенке, имеет серьезные последствия. Необходимо выбирать слова, средства и приемы. Преступление и наказание – вовсе не антонимы. Напротив, одно порождает другое и даже усиливает наказание.
Наказание не предотвращает провинности детей, а просто заставляет их быть
осмотрительнее. Было бы лучше, если бы учитель поддержала положительную
самооценку ученицы. Она могла бы сказать: «Спасибо тебе за то, что ты
рассказала мне о своем внимательном отношении к учебе. Я, возможно, слишком
поторопилась оценивать твои способности». Эти слова сохранили бы мир и
пробудили энтузиазм ребенка. Еще одна ошибка учителя: нужно говорить о
ситуации, но не о личности и ее характере – вот основной принцип
взаимоотношений.
3 ситуация. Шел сильный снег. Несколько детей смотрели на падающий снег через расписанные
морозом стекла. Учитель разозлился: “Что случилось? Вы что, никогда снег не
видели? Вам все равно, что делать, лишь бы не заниматься. Если вы не
перестанете смотреть, я вас выгоню. Последнее предупреждение! Вам понятно?”
Вопрос: К чему может привести злость учителя? Как лучше поступить?
Комментарий: Не нужно подавлять любознательность детей. И помните:
поэзия победит любую прозу жизни. Наслаждайтесь красотой природы вместе с
детьми!
4 ситуация. Леня опоздал на занятия. Учитель спросил: “Почему ты задержался на этот раз? ” Лёня рассказал забавную историю, как он встретился с человеком, который был выше Статуи Свободы. На что учитель ответил: “Я не верю ни одному твоему слову. А опоздал ты, потому что лень было
вовремя подняться. Я слишком хорошо помню твоего брата, он тоже был прирожденным лентяем. Если ты не задумаешься над своим поведением, то плохо кончишь”.
Вопрос: Какие принципы нарушил учитель? Как можно было поступить?
Комментарий: В течение какой-то минуты педагог умудрился нарушить несколько принципов, на которых основана методика успешного общения. Он успел навесить на мальчика ярлык, высказать свое недоверие и пристыдить в присутствии товарищей. Он задел честолюбие ребенка и честь его
семьи, высказал мрачные предостережения насчет будущей жизни мальчика.
Думаю, что вы согласитесь, что в работе любого педагога очень важно установить теплые,
доверительные отношения со своим коллегами, учениками, их родителями. Это +10
баллов успеха в нашей непростой деятельности.
Советы:
СОВЕТ ПЕРВЫЙ.
Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся
способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем
снисхождении.
ВТОРОЙ СОВЕТ.
Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть речи о творчестве
ТРЕТИЙ СОВЕТ.
Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель только учитель, то скучно. Ты
должен быть интересен детям Советы молодому учителю
ЧЕТВЕРТЫЙ СОВЕТ. Помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет
значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология
общения, и любовь к детям, и дисциплина.
ПЯТЫИ СОВЕТ.
Будь счастливым. Будь оптимистом! Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего
хорошего ни в настоящем, ни в будущем.
ШЕСТОЙ СОВЕТ.
Будь честным и правдивым. Дети очень высоко ценят честность
СЕДЬМОЙ СОВЕТ. Цени юмор в общении с учениками. Не бойся смешного, не бойся быть
смешным. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон это все!
ВОСЬМОЙ СОВЕТ.
Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Играй себя.
ДЕВЯТЫЙ СОВЕТ.
Знай себе цену и будь скромным. Учителю не следует делить класс на «своих» и «всех
остальных». То, что ему одни учащиеся нравятся больше, другие меньше, вполне
естественно. Но у некоторых школьных учителей есть свои явные фавориты, своего
рода «старая гвардия», к помощи которой учитель прибегает в той или иной
сложной ситуации. Эти же учащиеся используются педагогом для тех или иных
личных поручений. Большинство учеников отлично осведомлено об этом «режиме
наибольшего благоприятствования», которому неизбежно сопутствуют явные
моральные издержки. Хотя бы из-за одного этого следует решительно избегать
подобного деления учащихся. Эмоциональный контроль по сути своей является самоконтролем. Опыт
такого рода приобретается лишь в практике межличностных отношений. Например,
когда учитель чувствует, что его терпение вот-вот иссякнет, лучше постараться
переключить внимание и мысли на что-то постороннее. Будет разумнее немедленно пресечь
назревающую конфликтную ситуацию и предложить ученику явиться к нему для беседы
после урока, но довести урок до конца нужно во что бы то ни стало. Если учителя
почему-либо не устраивает такое решение, ему следует выдержать паузу и только
потом обратиться к ученику, из-за которого он на грани срыва. Вполне достаточно
несколько секунд для того, чтобы учитель смог собраться и продолжить общение с
учащимися без лишних эмоций. Поступая так, он не только разряжает обстановку в
классе, но и подает хороший пример. Учителю нечего ждать проявлений
самоконтроля у своих учеников, если сам он в должной мере не обладает умением
владеть собой.
Упражнение «Цветок пожеланий»
Цель: релаксация.
Для этого упражнения используют цветущий вазон, кустик фиалки, которые поочередно
передают каждому участнику тренинга. Передав цветок, говорят пожелания: «Я тебе
желаю ...». Психолог благодарит участников за искренность и сотрудничество.
Заключительная часть. Дискуссия по рассмотренной проблеме:каждому специалисту предлагается высказать свое мнение, дать рекомендации.
Подводятся общие итоги, проводится анализ.
Упражнение
«Закончите фразу»
Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:
- Сегодня я узнал о том, что я ...
- Мне было приятно, когда ...
Заключительное слово ведущего: констатирует достигнутые результаты, отмечает успехи отдельных участников, формулирует окончательный итог игры.
1 ситуация. Краешком глаза учитель заметил, что Лена передает однокласснице записку. Он вскочил с места и выхватил записку из рук девочки. Затем начал было читать ее вслух, но внезапно остановился; он
наткнулся на свое имя, к которому прилагались отнюдь не лестные эпитеты. Лицо учителя побагровело – так он разъярился.
-Ты, маленькая негодница! – заорал он на Лену – Да как ты смела?!
Девочка расплакалась.
-На этот раз крокодиловы слезы тебе не помогут. Хочу увидеться с твоими родителями и
рассказать им, что за мерзкую девчонку они воспитали.
Вопрос:
Какие ошибки совершил учитель?
2 ситуация. Учитель задал задание классу. Оля не справилась в срок. Учительница сказала ей:
-Ты ленива, легкомысленна и безответственна.
После урока Оля сказала учительнице:
-Вы, очевидно, плохо меня знаете. Я не ленива и не легкомысленна. Я внимательно отношусь к
своей учебе. Я очень стараюсь делать все как можно лучше. Я прихожу на ваш урок
только на сорок минут, потому, возможно, вы не знаете меня так, как другие мои учителя.
На что учительница ответила:
-Ты дерзкая юная леди, вот ты кто. У тебя слишком длинный язык. Скажи своей маме, чтоб
пришла в школу поговорить со мной о своей слишком несдержанной дочери.
Вопрос:
Объясните, какие ошибки допустил учитель?
3 ситуация. Шел сильный снег. Несколько детей смотрели на падающий снег через расписанные
морозом стекла. Учитель разозлился: “Что случилось? Вы что, никогда снег не видели? Вам все равно, что делать, лишь бы не заниматься. Если вы не перестанете смотреть, я вас выгоню. Последнее предупреждение! Вам понятно?”
Вопрос:
К чему может привести злость учителя? Как лучше поступить?
4 ситуация. Леня опоздал на занятия. Учитель спросил: “Почему ты задержался на этот раз? ” Лёня рассказал забавную историю, как он встретился с человеком, который был выше Статуи Свободы. На что учитель ответил: “Я не верю ни одному твоему слову. А опоздал ты, потому что лень было
вовремя подняться. Я слишком хорошо помню твоего брата, он тоже был
прирожденным лентяем. Если ты не задумаешься над своим поведением, то плохо
кончишь”.
Вопрос:
Какие принципы нарушил учитель? Как можно было поступить?
Семь золотых
правил для педагога
1. Надо
любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов)
2. Интеллигентом
нельзя притвориться (Д. Лихачев)
3. Вежливость
воспитывается только вежливостью (В. Джемс)
4. «Магическая
десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется
вам противным. (В. Джемс)
5. Мудрец
ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
6. Никакая
большая победа не возможна без маленькой победы над самим собой (Л. Леонов)
7. Первые
шаги всегда самые трудные (Р. Тагор)
Заповеди
начинающему педагогу
1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
2. Будь приветливым – и будешь смелым.
3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
4. Умей требовать и прощать.
5. Верь в уникальные способности каждого ребенка.
6. Будь компетентен и будь уверенным.
7. Верь, что каждого ребенка можно научить, только для этого необходимо время.
8. Претворяй процесс обучения в радость.
9. Будь для ребенка не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.
Памятка
начинающему педагогу
1. Тщательно готовься к занятиям. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся
всех его пунктов. Возьми себе за правило: наличие поурочного плана является для
тебя допуском на занятие.
2. Идя на занятие, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь
делать, будет ли это эффективно.
3. Приходи в кабинет до начала занятий, чтобы приготовить все необходимое для
проведения занятия.
4. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала занятия, стремись к
тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
5. Веди занятие так, чтоб каждый ребенок был постоянно занят делом. Помни: паузы,
медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
6. Увлекайте детей интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп занятия, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем обучающимся, которые отвлекаются на занятии, занимаются посторонними делами.
8. В конце занятия дай общую оценку работе группы и отдельным детям. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных обучающихся, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
Рекомендации
начинающему педагогу
- Умей радоваться маленьким успехам своих обучающихся и сопереживать их
неудачам.
- Ты очень близкий человек для своего обучающегося. Постарайся, чтобы он
был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
- Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в
поиске.
- Постарайся вселить в ребенка веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для
него станут преодолимыми.
- Не требуй на занятии "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, занятие - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
- Стремись к тому, чтобы твои занятии не стали шаблонными, проведенными "по
трафарету". Пусть на занятиях свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
- Каждая встреча с педагогом для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
- Входи в кабинет с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его
настроение и поддержи, если ему грустно.
- Неси детям добрую энергию и всегда помни, что " ребенок- это не сосуд, который
необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
- Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
- Помни, каждое твое занятие должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию
нового, неведомого.
- ребенок всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности
развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить
"планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
- Учи своих обучающихся трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
- Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь
в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
- Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно
быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке
увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о
чем он и не подозревает.
- Помни о том, что ребенку должно быть интересно на занятии. Только когда интересно,
ребенок становится внимательным.
- В общении с родителями своих обучающихся помни, что их дети - самое
дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не
обидеть и не унизить их достоинство.
- Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в
глазах обучающихся только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
- Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и
удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи
справедливости, упорству, правдивости.
- Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не
будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком
молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся;
слишком добрых - их растопчут.