Ақмола облысы Жарқайың ауданының "Білім бөлімі" мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение "Отдел образования" Жаркаинского района Акмолинской области

  

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Методические рекомендации по проведению диагностики и определению профессиональной ориентации обучающихся в организациях среднего образования Республики Казахстан

Приложение к приказу

Министра образования и науки

Республики Казахстан от «15» апреля 2019 года

№ 150

 

Утверждены приказом Министра

образования и науки

Республики Казахстан от « 19 » декабря 2018 года

№ 692

 

 

Методические рекомендации по проведению диагностики и определению профессиональной ориентации обучающихся в организациях  среднего образования Республики Казахстан

 

 

Глава 1. Общие положения

 

  1. Настоящие Методические рекомендации по проведению диагностики                    и определению профессиональной ориентации обучающихся в организациях среднего образования Республики Казахстан (далее – Рекомендации) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», Законом Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», Типовыми правилами деятельности организации образования соответствующих типов, в том числе Типовыми правилами организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595.
  2. В настоящих Рекомендациях используются следующие понятия:
  1. профориентация – система мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи обучающимся в моменты профессионального самоопределения.
  2. профориентационная диагностика - процедура выявления             и измерения направленности обучающихся в профессиональной деятельности.
  3. профессиональная проба - моделирование элементов вида профессиональной деятельности, направленная на раскрытие и применение обучающимися своих личностных способностей к конкретному труду, возможность определить уровень готовности к избираемой профессии, способствует выбору будущей специальности.
  1. Рекомендации предназначены для руководителей методических

кабинетов, руководителей и педагогических работников организаций среднего образования и родителей.

  1. Цель и задачи Рекомендаций:
  1. формирование у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности и запросам общества в кадрах;
  2. проведение целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся     с        опорой       на      знание        системы     основных   факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности;
  3. профессиональная ориентация, формирование мотиваций к труду, планированию и выбору профессиональной деятельности, формы занятости             с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных склонностей.
  1. Профориентационная работа проводится в целях максимального выявления потребности, интересов и склонностей каждого обучающегося             с изучением индивидуальных психологических особенностей от наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования анкет, опросников, методик по самоопределению учащихся с привлечением администрации, психологов, социальных педагогов, учителей. 
  2. На основе результатов профессиональной диагностики обучающимся предоставляется консультация, позволяющая сопоставить индивидуальные профессиональные особенности и ситуацию на рынке труда региона (в плане востребованности профессий, карьерного роста специалиста, среднего размера заработных плат и т.д.).
  3. Рекомендуется разработка комплексной системы профориентации             с целью координации действий государственных органов, организации среднего          образования,      семьи,        организаций       технического      и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования и других социальных институтов.
  4. Комплексная профессиональная диагностика обучающегося включает:
  1. психодиагностическое исследование;
  2. составление психологического портрета;
  3. определение предрасположенности к профессии;
  4. обоснование рекомендованной профессии;
  5. подбор учебных заведений с учетом географического расположения, места в рейтинге высших учебных заведений.
  6. предоставление профориентационных рекомендаций обучающимся             и родителям.

 

 

Глава 2. Методические рекомендации по проведению профессиональной диагностики и определению профессиональной ориентации обучающихся в организациях среднего образования

 

9. Система диагностики и определения профессиональной ориентации обучающихся включает:

1) Профессиональное просвещение; 2) Профессиональную диагностику; 3) Профессиональное консультирование. 

  1. Профессиональное просвещение как базовый информационный уровень обеспечивает представления о мире профессий, содержание и особенности          наиболее    востребованных профессий посредством профессиональной информации, передачи сведений научно-технического, социально-экономического, психофизиологического и правового характера в целях подготовки обучающихся к правильному выбору профессии. 

Содержательный компонент профессиональной ориентации обучающихся включает: инвариантную и вариативную часть образовательного процесса, дополнительное образование и психологопедагогическое сопровождение процесса обучения. 

  1. Профессиональная диагностика как составной компонент профориентации обеспечивает:
  1. формирование представлений обучающегося о себе;
  2. содействие в профессиональном самоопределении, прогнозировании профессиональной карьеры;
  3. выбор профессии с учетом индивидуальных качеств личности, способностей, склонностей и интересов обучающихся.

12. Задачи профессиональной диагностики:

  1. определение личностных склонностей и способностей обучающегося         в освоении профессии;
  2. оказание помощи в выборе профильного направления обучения, предметов из Типового учебного плана (с 7 класса), пятого предмета в 10-11 классах для сдачи итоговой аттестации и двух предметов по выбору для сдачи Единого национального тестирования при поступлении в организации профессионального образования;
  3. содействие в выборе специальности по выбранному направлению организаций технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования;
  4. определение перспективных планов, уровня сформированности представлений о профессии, уровня мотивации, личностных особенностей.
  1. Программно-методическое обеспечение профессиональной диагностики обучающихся включает профориентационные программы, разноуровневый критериальный аппарат (профессиональные потребности, профессиональные знания, способы профессиональной деятельности, профессионально значимые качества определенного профиля, самостоятельность выбора профессии, причины выбора профессии), диагностический инструментарий (тесты, опросники, анкеты, диагностические карты и др.). 
  2. Проведение профессиональной диагностики включает следующие этапы:
  1. ранняя диагностика (5-7 класс), предусматривающая изучение характерных особенностей личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, темперамент, состояние здоровья, склонности и намерения личности к профессиональной деятельности, выбор профильного направления обучения, предметов из Типового учебного плана (с 7 класса), кружки дополнительного образования;
  2. промежуточная диагностика        (8,10 классы)      обеспечивающая уточнение и корректировку данных предшествующих диагностик;
  3. углубленная диагностика (9, 11 классы) определяющая доминирующие потребности и мотивы обучающихся при выборе будущей профессиональной деятельности, содействие в выборе пятого предмета (1011 классы) для сдачи итоговой аттестации и двух предметов по выбору для сдачи Единого национального тестирования при поступлении в организации профессионального образования.

15. Подготовка профессиональной диагностики включает:

  1. изучение психических свойств личности;
  2. анализ успеваемости обучающихся по предметам;
  3. психолого-педагогический анализ готовности к диагностике и профессиональной ориентации;
  4. работу с родителями (анкетирование и беседы) по выявлению их заинтересованности в образовательной траектории, оценки способностей             и возможностей их детей.

16. По итогам профессиональной диагностики обучающийся получает:

  1. показатели уровня интеллектуального развития с расшифровкой и рекомендациями;
  2. психологический портрет личности с указанием сильных и слабых сторон, рекомендации по построению продуктивных взаимоотношений;
  3. профессиональный портрет личности (предрасположенность             к профессии, интересы к определенным видам деятельности).
  1. По завершению профессиональной диагностики рекомендуется индивидуальная консультация психолога, индивидуальные консультации по выбору специальности, выбору и поступлению в организации технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования.
  2. Профессиональное консультирование - система мер по оказанию помощи в профессиональном самоопределении, основанная на индивидуальном изучении личности, включая психолого-педагогическое воздействие на сознательный выбор профессии по результатам профессиональной диагностики.
  3. Основные задачи профессионального консультирования:
  1. оказание помощи обучающимся и их родителям в определении организаций технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования по реализации их возможностей по выбранной профессии;
  2. ознакомление с основными критериями выбора организаций технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования;
  3. определение окончательного выбора обучающимися организаций технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования. 

20. Основные этапы профессионального консультирования:

  1. предварительная профессиональная консультация по результатам ранней профориентационной диагностики готовит к осознанному и правильному выбору профильных предметов и будущей профессии (с 7 класса);
  2. промежуточная профессиональная консультация проводится в целях оказания помощи обучающимся (8,10 классы) в уточнении и корректировки выбранной профессии;
  3. завершающая профессиональная консультация проводится по результатам        углубленной       диагностики                 для    оказания    помощи          в окончательном выборе будущей профессиональной деятельности, в целях содействия при выборе пятого предмета (10-11 классы), сдачи Единого национального   тестирования,     выявление интересов, склонностей, психофизиологических особенностей обучающихся в 9 и 11 классах. 
  1. Консультации по выбору специальности проводятся с участием представителей организации среднего образования, семьи, организаций технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования. 
  2. В       ходе проведения         консультации      необходимо        ознакомить обучающегося с правилами поступления в организации технического             и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования 
  3. Завершающим этапом всей профориентационной деятельности организаций среднего образования является профессиональное консультирование.

 

 

Глава 3. Организация профессиональной диагностики обучающихся  в профессиональном самоопределении

 

  1. Организация среднего образования является координатором объединения          ресурсов    организаций       образования       и       предприятий       по обеспечению       обучения   и       учебно-производственной    деятельности обучающихся с созданием службы по профориентационной работе, осуществляет мониторинг результатов профессиональной диагностики.
  2. Для организации комплексной системы профориентации создается единая информационная база, содержащая сведения о предприятиях региона, востребованных и перспективных профессиях, организациях технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования
  3. По определению профессиональной ориентации обучающихся практикуются: лекции, проекты, экскурсии на предприятия. 
  4. В профессиональной ориентации обучающихся принимает участие педагогический   коллектив организаций       среднего    образования       с определением функциональных обязанностей в состав которого входят: 

1) заместитель директора по воспитательной работе, ответственный за:

выработку стратегии взаимодействия ответственных лиц и координации их деятельности за педагогическую поддержку

самоопределения обучающихся; организацию взаимодействия организаций среднего образования            

с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся; планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному обучению и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой организации образования; осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, профессиональная диагностика, определение индивидуальной образовательной траектории; проведение педагогических советов, производственных совещаний по

проблемам предпрофильной подготовки, профильного обучения и   профессионального самоопределения старшеклассников; организацию участия одаренных детей в предметных олимпиадах; организацию повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по вопросам самоопределения учащихся; осуществление контрольных функций работы классных руководителей,

учителей-предметников, школьного психолога; организацию занятий обучающихся в сети предпрофильной подготовки

и профильного обучения;

2) классный руководитель:

составляет для класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы,

диспуты, конференции; ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в

индивидуальной карте ученика);

помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения, осуществлять анализ достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и

средних профессиональных учебных заведениях; организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся  на

предприятия; оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования,

обучающихся и их родителей по самоопределению; проводит родительские собрания по формированию готовности

обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению; организует встречи  с выпускниками школы, студентами организаций технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования.

3) учителя-предметники:  способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;  способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей

обучающихся. 4) библиотекарь:  регулярно подбирает литературу в помощь выбору профессии и

профориентационной работе; изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует литературу по выбору профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции; обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, описания профессий); устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям

(машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.) 5) социальный педагог:  оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе

их профессионального и жизненного самоопределения; осуществляет консультации для участников образования по

социальным вопросам;

оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке

социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. 6) педагог - психолог: 

организует изучение профессиональных интересов и склонностей

обучающихся; осуществляет мониторинг готовности обучающегося  к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и

педагогов на тему выбора; осуществляет психологические консультации с учётом возрастных

особенностей обучающихся; способствует формированию у обучающихся самооценки; приглашает родителей обучающихся для выступлений о своей

профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке

интересов и склонностей обучающихся; создает базу данных по профессиональной диагностике.

7) медицинский работник:  способствует формированию установки на здоровый образ жизни; проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности

профессиональной карьеры и здоровья; оказывает консультации по влиянию состояния здоровья на

профессиональную карьеру; оказывает помощь классному руководителю, психологу и социальному

педагогу в анализе деятельности обучающихся.

28. Взаимодействие организации среднего образования с организациями технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования осуществляется по направлениям: 

  1. взаимосвязь среднего, технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования на основе фундаментальных и специальных знаний в решении школьных задач; 
  2. профессиональная ориентация и самоопределение обучающихся для подготовки к будущему профессиональному образованию;
  3. ориентация содержания образования на изучение профильных дисциплин;
  4. разработка совместных учебно–методических пособий для факультативных занятий и самообразования обучающихся.

29. Задачи организаций технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования: 

  1. пропаганда профессий и специальностей, востребованных рынком

труда; 

  1. профессиональная диагностика, профессиональная ориентация и самоопределение обучающихся; 
  2. проведение тренингов, факультативов и курсов с целью изучения             и развития склонностей, способностей и профессиональных качеств обучающихся, информирование их о профессиональных возможностях, видах трудовой деятельности. 

30.     Работодатели      участвуют в        профессиональной       ориентации обучающихся, предоставляя свои ресурсы для приобретения ими начальных знаний, умений и навыков профессиональной деятельности, демонстрируя виды деятельности специалистов в условиях производства, осуществляют профессиональную ориентацию обучающихся по следующим направлениям: 

  1. участие в профориентации и диагностики обучающихся в целях развития у них интереса к профессии; 
  2. организация трудового обучения обучающихся на базе учебнопроизводственных комплексов и предприятий. 
  1. Социальное        партнерство        осуществляется   с        организациями технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования, социальными службами, центрами занятости и предприятиями создает условия для формирования профессиональных перспектив у выпускников организаций          среднего    образования,      ориентацию        на востребованные специальности и планирование развития карьеры.
  2. Профориентационная работа в условиях социального партнерства базируется на знании основных факторов, определяющих формирование осознанности выбора будущей профессии: 
  1. анкетирование    на      предмет     интереса    к        разным      видам

деятельности/профессиям в классе;

  1. тестирование на предмет изучения интересов, способностей и личностных особенностей;
  2. групповое и индивидуальное профессиональное консультирование;
  3. тестирование и консультирование обучающихся разных возрастных категорий на предмет диагностики отдельных проблемных ситуаций; консультации по составлению карьерного плана;
  4. тренинги по раскрытию важности прохождения всех этапов профориентационной работы;
  5. профессиональные пробы;
  6. консультации в области трудового законодательства, прав молодежи по охране труда и техники безопасности.
  1. Профессиональные пробы проводятся в учебно-производственных комбинатах, предприятиях.
  2. Для проведения профессиональных проб с участием экспертов из числа преподавателей, работодателей, представителей организаций технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования создаются следующие условия: 
  1. организация профессиональной ориентации в условиях единого образовательного пространства «школа – ТиПО – ВУЗ – производство»; 
  2. включение в процесс обучения комплекса учебно-производственных

заданий,     включающих      вариативную      часть (профессиональноориентированные курсы); 

  1. психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, включающее профессиональную информацию, профессиональную диагностику, профориентационное консультирование. 

35. Критериями ориентации и готовности обучающихся к выбору будущей профессии являются:

  1. сознательное отношение к обучению в организации среднего образования как предпосылки формирования ценностных ориентаций на обучение в организациях технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования;
  2. формирование ценностных ориентаций в контексте продолжения послешкольного образования по траектории «школа – ТиПО – ВУЗ – предприятия»;
  3. реализация индивидуально – личностных и профессиональных целей в ходе дальнейшего профессионального обучения.

 

 

Глава 4. Формы и методы проведения  диагностики и профессиональной ориентации обучающихся организаций среднего образования

 

36. Формы диагностики и профориентации:

  1. индивидуальные - работа с конкретным обучающимся (беседа, консультация, индивидуальная диагностика); 
  2. групповые – работа с группой (урок, игра, беседа, групповая диагностика, семинар, тренинг); 
  3. массовые – работа с большим количеством обучающихся (межшкольные профинформационные мероприятия, тестирование в режиме  он-лайн, презентации образовательных профессиональных организаций, ярмарки, форумы, профессиональные пробы).
  1. Активные формы профориентационной работы: тренинги психологической и социально-психологической направленности развивают коммуникативные навыки и способность к самостоятельному принятию решений, профориентационные игры положительно воздействуют на развитие качеств, важных с профессиональной точки зрения, мотивируют обучающихся на развитие новых способностей.
  2. Пассивные формы профориентационной работы: беседы, лекции, просмотр видеофильмов, профессиональные консультации для обучающихся, консультации для родителей, посещение «ярмарок профессий», оформление стендов «Твоё профессиональное будущее», выставки творческих работ обучающихся, «Доска выпускников».
  3. Выявление интересов личности осуществляются на основе анкет, опросников, наблюдения за деятельностью обучающегося на уроках, на переменах          с        последующим     их     просмотром        и       анализом, изучения

библиотечных     формуляров,      беседы       с        родителями         и педагогамипредметниками.                                                          

  1. Проведение         комплексной       профессиональной       диагностики             с        использование    всех методов     и       форм          диагностики          обучающихся            является результативной в профессиональной ориентации обучающихся.
  2. При выборе психодиагностических профориентационных методик необходимо руководствоваться следующими требованиями: 
  1. репрезентативность, надежность и валидность с направлением на выявление интересов и способностей личности к профессии, понятны для обучащихся и просты в использовании; 
  2. процедура проведения методики включает алгоритм для предъявления заданий и обработки ответов, включая статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам); 
  3. персональная      информация        об     обучающемся     является конфиденциальной.
  1. При проведении профессиональной диагностики ведется «Профориентационная карта обучающегося» классным руководителем             и психологом по отслеживанию динамики интересов и склонностей

обучающегося, своевременной коррекции и профессиональной консультации             в        определении       дальнейших        форм          профессиональной диагностики             с рекомендациями по изучению предметов на углубленным уровне.

  1. Методы профессиональной диагностики и профориентационной работы:
  1. информационно-справочные просветительские методы подразделяются:                 на профессиограммы, с кратким описанием профессий (характеристики производственных процессов и профессиональных задач, условий труда, включающие списки показаний и противопоказаний, требования профессий             к индивидуальным особенностям людей);  справочную литературу (специальные издания по характеристике

профессий);    информационно-поисковые системы (бланки, карточки, компьютерные базы данных, реклама; экскурсии в организации технического и профессионального, высшего и (или) послевузовского образования, на предприятия, встречи со специалистами отдельных профессий, лекции, «Ярмарки профессий»;

  1. метод         профессиональной       психодиагностики        -          определение профессиональных интересов людей, а также диагностика их личностных характеристик, способностей и мотивов путем проведения беседы-интервью, опросников          профессиональной       мотивации,          личностных          опросников, проективных личностных тестов, наблюдение, сбор информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, тренинги, наблюдение и изучение в трудовом процессе, специальные тренажеры, медицинское обследование.
  2. помощь в выборе и принятии решения, а также последовательность действий, реализующих намеченную цель.

 

Страница создана: 21.09.2019 10:00
Страница обновлена: 21.09.2019 10:00

Текст